USD 2.1605 руб EUR 2.4977 руб RUR 3.0928 руб EUR/USD 1.16

Выбор свечей зажигания.

 

Свеча свече рознь

Казалось  бы, обычная автомобильная свеча зажигания для бензинового двигателя  – ну что здесь может быть сложного? И зачем «изобретать велосипед», создавая многоэлектродные свечи, свечи  с платиновыми наконечниками  и т.д., которые к тому же намного дороже обычных собратьев? За что платить?! Давайте попробуем ответить вместе.

Размер  и калильное число

Изначально, при выборе свечи, необходимо отталкиваться  от двух главных параметров – геометрических размеров и калильного числа. С первым все ясно: если свеча будет слишком мала – она просто не вкрутится в двигатель, а ее электроды не достанут до камеры сгорания мотора. Если же длина электродов свечи будет избыточна, то они «вылезут» из своего места, что грозит последующим ударом поршня об электроды и серьезной поломкой двигателя. Калильное число указывает на тепловые режимы работы свечи: чем оно выше – тем свеча «холоднее», т.е. она может работать с более высокими температурами (например, в спортивном форсированном моторе). В то же время «горячая» свеча, с более низким калильным числом будет быстро перегреваться. Отсюда вывод: изначально при выборе свечи следует отталкиваться от инструкции к автомобилю – там обычно указаны взаимозаменяемые аналоги. Уже подобрав геометрические размеры можно проиграться с калильным числом (и то лишь в том случае, если вы знаете, что будете постоянно гонять мотор на пределе, или что у вас регионе 8 месяцев в году лютая зима). Однако есть и третий параметр выбора свечей – их конструкции. О наиболее популярных – читайте дальше.

Обычные свечи зажигания

Рядовая труженица-свеча всем до боли знакома: сверху белых керамический корпус, снизу – металлический стакан с резьбой, искру производят два  металлических электрода – центральный (диаметром 2,5 мм) и боковой, шириной  так же около 2,5 мм. Все до банального просто и за десятилетия существования свечей в подобной конструкции изменялись лишь длина резьбы, да диаметр самой свечи.

В плюсах одноэлектродных обычных свечей – низкая цена, иногда небольшое  улучшение работы мотора (увеличения мощности, снижения расхода топлива). В минусах – сравнительно малый срок службы, и невозможность раскрытия максимальных возможностей двигателя.

Классические  представители подобных свечей –  Beru Ultra 14R-7DO, Bosch WR7DC, Champion RN9 YCC, Denso W20EPR-U, NGK BRP6E. Причем последние три примера даже в класс простейших свечей сумели привнести что-то новое: так у свечи Champion RN9 YCC медным выполнен не только центральный, но и боковой электрод (что помогает снизить рабочую температуру последнего, такая свеча должна прослужить в 1,5-2 раза дольше обычного). А, к примеру, NGK имеет распиленный по полам центральный электрод (фирменное название V-Power): в теории искра будет образовываться на половинке, имеющей меньший нагар – таким образом, после загрязнения одной половинки электрода искра перемещается на другую, что обеспечивает больший срок службы и более стабильное искрообразование. Похожего явления конструкторы пытались добиться и у свечей Denso W20EPR-U, с той лишь разницей, что здесь распилен боковой электрод. Чувствуете, куда ветер дует? Правильно, в сторону многоэлектродных свечей…

Электродов! Да побольше!

Подобные  свечи зажигания заметно сразу  – центральный электрод огибает  не один, а сразу 3-4 боковых электрода, создавая некое подобие цветка. Главное преимущество подобных свечей – возможность выбора искры определенного электрода по мере износа или загрязнения остальных: это обеспечивает больший срок службы свечи и лучшее искрообразование. Однако у подобных свечей существует еще один серьезный плюс – в отличие от бокового электрода, который частично перекрывает воспламеняющееся топливо, в многоэлектродных свечах воспламенение факела происходит точно по центру искры и ничем не перекрывается. За счет этого топливо в цилиндре поджигается и сгорает лучше, несколько увеличивается мощность двигателя, улучшаются экологические показатели и т.д.

Примеры таких свечей – Brisk DR15TC1 и Ultra-X, Bosch W7DTC (схож с одноэлектродной свечей WR7DC), NGK BUR6ET (одноэлектродный аналог – BRP6E). Многоэлектродные свечи не намного дороже одноэлектродных собратьев, при этом работают несколько дольше, зачастую обеспечивают небольшое, но гарантированное, улучшение эксплуатационных параметров мотора и стабильности его работы.

Однако  и это не «короли в мире свечей»  – эта участь отведена свечам с тонкими электродами из экзотических материалов. Читайте дальше…

Платина и иридиум в вашем моторе

Когда смотришь на цену этих свечей, вопрос «ЗА  ЧТО?» терзает не только голову, но и кошелек. Свечи с платиновыми  и иридиевыми наконечниками в разы (!) дороже обычных, пусть и многоэлектродных. Оправдана ли переплата? Да.

Начнем  с далекого. Спортсмены давно подметили, что тонкие электроды (центральный  и боковой) позволяют несколько  увеличить мощность мотора при прочих равных условиях. Объяснение тому – более мощная искра, образованная на острых концах электродов. Но проблема в том, что тонкие электроды быстро изнашиваются – высокая температура делает свое дело. Отсюда и пошла идея сделать свечи с тонкими центральными электродами из метала, который хорошо противостоит разрушению – лучшими вариантами оказались платина и иридиум. К тому же тонкий центральный электрод сам себя очищает – искра выходит не из его торца, а из боковины, причем мощность искры такова, что она попросту срывает всю грязь и нагар с электрода. Так работают, к примеру, Denso Iridium Power, отличающиеся тончайшим центральным электродом диаметром 0,4 мм. Bosch Platin отличается другим: его центральный электрод практически полностью спрятан в керамическое основание – за счет этого уменьшается тепловое влияние на него, соответственно и уменьшается износ центрального электрода. Похожим образом устроены и Beru Ultra-X Platin – тоже со встроенным центральным электродом, но еще и с 4 боковыми электродами (см. предыдущий раздел). NGK так же отметилась – помимо иридиевых (центральный электрод диаметром в 0,7 мм) и платиновых свечей («центр» 1,1 мм), компания предлагает свечи DFE (Double Fine Electrode), которые имеют иридиевых центральный электрод и платиновый боковой электрод. Вообщем, в премиум-классе свечей, о чем любой производитель не забывает упомянуть наличием слова Platin или Iridium, все средства хороши – и многоэлектродность, и самоочистка, и дополнительная изоляция, и, конечно же, экзотические металлы. Здесь руки конструкторов развязаны для применения самых высоких свечных технологий. Но эти технологии стоят денег.

Назад